Готический форум: NeoGot

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Готический форум: NeoGot » Стихи » Георг Гейм. Экспрессионизм в поэзии.


Георг Гейм. Экспрессионизм в поэзии.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/81/Georg_Heym.jpg

Георг Гейм родился в 1887 году. Не прожив и четверти века, утонул, катаясь на коньках, под расступившимся зеркалом льда.
1912 год, год гибели Гейма, еще мирное время.
Однако и его стихи, и опыты в драматургии, прозе, создавались словно в предчувствии грядущих европейских потрясений — «некалендарного
двадцатого века».
С фотографии на читетеля смотрит круглое, мальчишеское лицо, напоминающее известный портрет другого трагического гения Германии — молодого Клейста: та же инфантильность и доверчивость черт, то же гротескное несоответствие портрета творчеству и рано оборвавшейся жизни.
В истории литературы Гейм значится предтечей экспрессионизма, поэзия как оттиск глубокого неблагополучия времени и жестокости мироустройства.
Но это лишь часть истины.

Вместе с иными экзальтированными творцами своего поколения он открыл новую меру отрешённости, монохромность образов - эзопов язык урбании.
Предшествовавшие десятилетия в культуре Европы получили наименование «belle poque».
Связи с реальностью были ослаблены.
Время отражалось косвенно — в усталости, тронутой увяданием красоте, томительно-сладостном предчувствии конца.
В поэзии Гейма заметен отблеск этой культуры, но куда заметней разрывы.
«На гребне belle poque, когда все казалось в совершенном порядке, сумасшедшие, убийцы и бунтари Гейма, были созданием человека, сохранившего разум», — писал о его стихах спустя полвека Стефан Хермлин.
В сих творениях, действительно много сумасшедших, бунтарей, а кроме того, калек, нищих.
Но автор далек от сентиментального сочувствия «бедным людям».
Гейм видел все обобщеннее, крупней, не столько страдания человека, сколько - искалеченный род человеческий.

За последние годы стало дурной традицией принимать за бессилие трагическое восприятие жизни.
Там, где следовало бы ценить бесстрашие, видели пессимизм и слепоту.
Между тем поэзия Гейма, как и творчество иных выдающихся лириков того времени, обладала исключительной силой исторического предвидения.
Это сказалось не только в стихах, рисовавших не начавшуюся еще войну, но и в совершенно новом восприятии жизни, новой ее оценке.
Мир увиден "как будто не теми глазами, не глазами людей, привыкших отворачиваться от безобразного и отводить мертвым пространство за решеткой на кладбище."
Гейму претило слабодушное забвение ужаса и смерти — он видел смерть там, где она ежедневно совершает свою работу, среди жизни.
«Мертвецкий дом» — название одно из его стихотворений. Это и есть дом его поэзии: мертвые населяют ее гуще живых.
Можно по- разному отнестись к скопищам мертвецов, которые переполняют его катрены, наседая в неистовстве друг на друга в реке Стикс, уподобляются тянущимся по небу облакам или — целый народ! — лежат на столах в морге.
Можно неприязненно отвернуться, а можно, прочувствовав некро-силу образов, медитировать над слогом - часами.

В одном нельзя заподозрить Гейма — в обмане, в произволе мрачного воображения.
Всего через несколько лет после последнего его стихотворения миллионы мертвецов — а потом еще! и еще! — пали в землю Европы.
Привычные разделения безобразного и прекрасного, живого и мертвого, человеческого и природного у Гейма забыты и отменены.
С каким-то немыслимым состраданием, отталкивающее уравнено с прекрасным («Спящий в лесу»).
Щемящая жалость не высказана, а выражена в самом построении этих строк: красота не отворачивается от тлена.
В единое целое соединены противоположные, противоречащие друг другу начала: свет и тьма «черное пламеня», движение и
статика «неподвижный поток».
Крепко спаянные слова взрываются внутренней несовместимостью.
Развития и динамики почти нет (обычно они замещены все новыми и новыми точками, с которых увиден предмет, новыми пространствами, открывающимися читателю).
Но развитие тут заложено — все существует в предчувствии взрыва.

Отсюда напряженность, кричащая образность.
Метафоры у Гейма картинны, предметны (солнце «как бочонок», «как желтый тюрбан»).
Кажется - почти художник, как молодой Маяковский.
Но окраска своя, геймовская, гораздо более обскурическая (лишь изредка другая палитра — как в детской сказке, пурпур, голубизна и золото).
Аллегории, разрастаясь, создают уже не образное отражение действительности, а новую предметную реальность, не похожую на первую, но выражающую ее суть.
В таких стихах, как «Umbra vitae»или «Слепые женщины», говорится, в сущности, о состоянии мира,
и «корабли, повисшие в волнах» — знак оборванной жизни, прекратившегося движения.
В каждом четверостишии тут сталкиваются и спорят высь и глубь, тень и свет.
Материя жизни разведена на полюса.

Поэзия Гейма, не знавшая больших форм, и в малых отличалась эпической монументальностью.
Он писал о больших городах, павших на колени.
Написал, как людские толпы: (читай: человечество) неподвижно стоят на улицах и с ужасом смотрят в небо (появившаяся в те годы комета Галлея для Гейма в стихотворении «Umbra vitae» только предлог и повод).
Порой он видит землю с немыслимой высоты, со сгрудившимися в города домами, пересеченную реками, по одной из которых плывет ставшая тоже огромной утопленница Офелия, а по берегам в лучах заходящего солнца — лязг и скрежет заводов.
Земля видна вся.
В его стихах, как на полотнах Петрова-Водкина, заметно, что она круглая.
В тонких брошюрах его стихов — прижизненном сборнике «Вечный день» (1911), в подготовленном им самим к печати сборнике «Umbra vitae» (1912) и стихах, опубликованных посмертно, — мир на грани между гибелью и спасением.

(c)

Отредактировано Lichtgestalt (2010-02-11 10:06:26)

0

2

Офелия.

В волосах гнездятся речные крысы,
Руки в перстнях вытянулись по воде
Плавниками, несущими ее тело
Сквозь тенистый подводный первобытный лес.
Последнее солнце, проблуждавши в сумраке,
Глубоко закатилось в ее мозг, как в гроб.
Зачем умерла она? Почему одна она
В порослях водорослей спутавшейся реки?
Ветер повис в камышах. Как взмахом,
Он взметает стаю летучих мышей.
Темными крыльями над темными водами
Они вьются, влажные, как тяжкий дым,
Как ночная туча. Белесый угорь
Ей щекочет груди. Светляк на лбу
Мерцает, и листьями плачет ива
Над ней, над мукой, не знавшей слов.

Спящий в лесу

Он спит с утра. Солнце сквозь тучи
Красным тронуло красную рану.
Капает роса. Весь лес — как мертвый.
Птичка на ветке вскрикивает во сне.
Покойник спит, забывшись, забытый,
Овеваем лесом. Черви, вгрызаясь
В щели его черепа, поют свою песню,
И она ему снится звенящей музыкой.
Как это сладко — спать, отстрадавши
Сон, распасться на свет и прах,
Больше не быть, от всего отсечься,
Уплыть, как вздох ночной тишины,
В царство спящих. В преисподнее братство
Мертвых. В высокие их дворцы,
Где палаты сменяют одна другую,
В их застолья, в их праздники без конца,
Где темное пламя встает в светильниках,
Где звонким золотом — струны лир,
А в высоких окнах — морские волны
И зеленеющие луга, выцветающие в даль.
Он улыбается из пустого черепа,
Он спит, как бог, осиленный сладким сном.
Черви набухают в открытых ранах
И, сытые, тащатся через красный лоб.
Расщелина сходит ко дну оврага.
Он спит на цветах. И устало клонит
Рану, как чашу, полную крови,
Льющей темнобархатно-розовый свет.

Арестанты. II
По дороге, по рытвинам, дробный шаг —
Колонна арестантов марш-марш домой.
Через мерзлое поле, в огромный гроб,
Как бойня, углами в серую муть.
Ветер свищет. Буря поет.
Они гонят кучку жухлой листвы.
Стража позади. У пояса — звяк —
Железные ключи на железном кольце.
Широкие ворота разеваются до небес
И опять смыкаются. Ржавчина дня
Изъедает запад. В мутной синеве
Дрожит звезда — колотит мороз.
У дороги два дерева в полумгле,
Скрюченные и вздутые два ствола.
И на лбу у калеки, черный и кривой,
Крепчает рог и тянется ввысь.

Офелия. II
Желтое поле. Кровавым потом
Потный полдень. Ветер заснул.
Вот она плывет, умирающая птица,
Под белым кровом лебяжьих крыл.
Мягко опали голубые веки.
И под сверканье звенящих кос
Снится ей поцелуй, как пурпур,
Вечный сон в ее вечном гробу.
Мимо, мимо! Туда, где над берегом
Гудящий город. Где в плотинный створ
Белый бьет бурун, и на все четыре
Стороны стонет эхо. Туда,
Где гул по улицам. Колокольный звон.
Машинный скрежет. Стрельба. Туда,
Где запад грозится слепым и красным
Кругом, где вычерчен подъемный кран.
Подъемный кран, чернолобый тиран,
Молох над павшими ниц рабами,
Тягота мостов, которые для него
Коваными цепями сковали реку.
Незримо уносит ее поток,
И где ее мчит, взметаются толпы
Большими крыльями черной тоски,
Тенью ширящейся с берега на берег.
Мимо, мимо! Где в жертву мраку
Лето приносит поздний закат,
Где усталая истома дальнего вечера
Темной зеленью легла на луга,
Поток ее мчит, навек погруженную,
По стылым заводям встречных зим
Вниз по течению времени, в вечность,
Где дышит дымом огненный небосвод.

Дерево
Возле канавы у края луга
Стоит дуб, исковерканный и старый,
В дуплах от молний, изгрызен бурей,
Черный терн и крапива у корней.
Душным вечером собирается гроза —
Он высится, синий, неколеблемый ветром.
Праздные молнии, бесшумно вспыхивая
В небе, сплетают ему венец.

Ласточки стаями мчатся понизу,
А поверху сброд летучих мышей
Кружится над голым, выжженным молнией,
Суком, отросшим, как виселичный глаголь.
О чем ты думаешь, дуб, в вечерний
Час грозы? О том, как жнецы,
Отложив серпы, отдыхают в полдень
В тени, и по кругу ходит бутыль?
Или о том, как они когда-то
Человека повесили на твоем суку —
Стиснулась удавка, вывихнулись ноги,
И синий язык торчал изо рта?
И висел он лето и зиму,
В переплясе на ледяном ветру,
Словно ржавый колокольный язык,
Ударяясь в оловянное небо.

Ещё здесь: в переводе Гаспарова в переводе Чёрного

Отредактировано Lichtgestalt (2010-02-11 10:11:43)

0

3

Мне понравилось.До этого не был знаком с его стихами.

0

4

:) Очень рада, что нравится)
У меня целая книга дома есть... В гаспаровском переводе...

0

5

Lichtgestalt написал(а):

У меня целая книга дома есть... В гаспаровском переводе...

Я уже скачал.Завтра буду читать.

0


Вы здесь » Готический форум: NeoGot » Стихи » Георг Гейм. Экспрессионизм в поэзии.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно